Тема давно интересна, наткнулся на тему в архивах форума кубань.ру

Записал координаты двух самолетов на восточном склоне… в ближайшее время собираюсь разведать для себя

В продолжении посты пользователя ULLR за март-апрель 2010 года

На Собере упало два самолета при необходимости могу дать точные GPS координаты обоих. Один лежит на северо-восточном склоне, тип самолета Р-5 (разведчик, но использовался как ночной бомбардировщик), от него остались крупные фрагменты: движек, стойки шасси и т.д. Предположительный период гибели август 1942 г., входил в состав 650 НББАП. Есть заводские номера самолета и мотора, но экипаж пока не пробили. Второй А-20 «Бостон» на юго-восточных склонах, от него остались мелкие фрагменты, осенью прошлого года собрали останки четерех летчиков. Заводские номера найти не удалось, но анализ архивных документов укзывает на то, что это экипаж старшего лейтенанта Лопатеева, не вернулись после выполнения боевого задания 09.11.1942 г. Были сбиты огнем зениток над Азовской, пытались увести горящий самолет на аэродром базирования в Адлер. Самолет был сбит в ночное время, командованием 63 НББАП были организованы поиски экипажа, которые не принесли результатов. Через неделю 15 ноября самолет списали как упавший в море в 3-х км от берега в районе Ново-Михайловки (чистая формальность, есть документальные подтверждения, что все самолеты, базировавшиеся в Адлере списывали как упавшие в море, если судьбу экипажа не удавалось установить).

Подробности поиска по Бостону:
В декабре 2009 года поисковиками было обнаружено место падения еще одного самолета Б-20. На этот раз обломки были найдены на горе Собер-Баш Северского района Краснодарского края. Направление падения самолета при столкновении с землей указывает на то, что он возвращался с выполнения боевого задания из района Темрюк на аэродром базирования Адлер. В тоже время на месте падения обнаружены авиационные бомбы, находившиеся на борту Бостона. По какой причине самолет возвращался на базу не сбросив бомбовый запас, пока оставалось загадкой. Самолеты класса Б-20 начали поступать на вооружение ВВС Черноморской группы войск в октябре 1942 года. В апреле 1943 года наши бомбардировочные дивизии были передислоцированы из Адлера на аэродромы базирования Майкоп и Кореновск, после чего гора Собер-Баш осталась в стороне от маршрутов полета Бостонов. Таким образом, можно предположить, что найденный нами самолет был потерян не позднее марта 1943 года. Среди обломков самолета удалось обнаружить останки членов экипажа и фрагменты одного из двигателей с выбитым на них номером 41-2761№1. Анализ архивной информации о номерах моторов Wright Cyclone R-2600, устанавливаемых на самолетах Б-20 показывает, что нумерация 41-27… характерна для данного типа двигателей, но при этом после двухзначного числа, обозначающего год выпуска двигателя, должен быть указан пятизначный номер самого мотора. Однако в нашем случае, мы имеем только четыре цифры номера и обозначение № 1, которое, скорее всего, указывает на номер цилиндра двигателя. Можно предположить, что обозначение № 1 является продолжением заводского номера мотора, который в этом случае будет выглядеть следующим образом № 41-27611, но это лишь одна из рабочих версий, наряду с другими. Так, в качестве другой рабочей версии рассматривался вариант дублирования на цилиндрах двигателя заводского номера самолета № 41-2761, поскольку достоверно известно, что самолет с таким номером был поставлен в СССР по Ленд-Лизу. Еще одно предположение возникло в ходе изучения архивных материалов 219 БАД, согласно которых в состав дивизии входил Бостон с номером одного из моторов 41-2737, при этом в документах 4 воздушной армии, этот же мотор был учтен за номером 41-27370. Возможно в случае, если последняя цифра номера мотора была «0», то в учете ВВС США, она просто не указывалась, а технические службы ВВС РККА вели учет номеров моторов на свое усмотрение, указывая в одних документах номера на «американский» манер, а в других указывали полный, пятизначный номер двигателя. В любом случае в истории этого Бостона пока было больше вопросов, чем ответов.
В ходе очередного выезда на Собер-Баш, мы обратили внимание на скромный обелиск, установленный в самом дальнем краю огромной поляны, занимающей всю вершину горы. Выцветшими от солнца и вымытыми дождями буквами на гранитной плите была высечена надпись: «Советским летчикам, погибшим в феврале 1943 года». Самолеты типа Бостон стояли на вооружении 132 и 219 бомбардировочных дивизий. В феврале 1943 года 219 дивизия не потеряла ни одного Б-20, 132 дивизия за этот период недосчиталась трех Бостонов: экипаж старшего сержанта Кузнецова потерпел катастрофу при взлете с аэродрома Адлер 22.02.43 г., экипаж старшины Мекерова был сбит огнем зенитной артиллерии Красной Армии над населенным пунктом Джубга 03.02.43 г. (экипаж спасся на парашютах), экипаж старшего сержанта Исатова не вернулся с боевого задания по разведке войск противника 10 февраля 1943 года.
Дополнение к Оперативной сводке № 83 штаба 132 БАД от 10.02.43 г.:
«63 БАП одним Б-3 экипаж в составе командира звена старшего сержанта Исатова, штурмана звена старшего сержанта Смоляр, стрелка-радиста сержанта Исханова, воздушного стрелка младшего сержанта Волостных в 07.10 вылетел на разведку аэродромов противника Славянская, Крымская с задания не возвратился».
И снова, как нельзя более кстати, пришлись воспоминания Геннадия Анатольевича Пащевского. В своей книге он описал обстоятельства гибели экипажа Исатов

И снова, как нельзя более кстати, пришлись воспоминания Геннадия Анатольевича Пащевского. В своей книге он описал обстоятельства гибели экипажа Исатова, который был сбит противником в районе Славянская. Штурман экипажа Смоляр Андрей Яковлевич выбросился на парашюте и попал в плен. В 1945 году был освобожден, и после войны проживал в селе Медвин Киевской области Украины.
Таким образом, ни один из экипажей Б-20, стоявших на вооружении 4 и 5 воздушных армий и не вернувшихся с боевых заданий в феврале 1943 года не мог оказаться на склонах горы Собер-Баш и следовательно информация, указанная на памятнике не соответствовала действительности.
Холодным зимним вечером февраля 2010 года сидя в кресле перед компьютером я придавался воспоминаниям и просматривал старые фотографии экспедиции 1999 года на гору Тхаб. На одной из них был крупным планом запечатлен цилиндр двигателя Wright Cyclone R-2600-11 с выбитым на нем номером 41-0366№1. По шрифту, месту и порядку набивки этот номер полностью соответствовал номеру, обнаруженному на цилиндре мотора самолета, разбившегося на Собер-Баше. Но заводские номера моторов Бостона, найденного на Тхабе были 41-25181 и 41-12582 и не имели ничего общего с номером 41-0366№1, выбитым на одном из их цилиндров. Выходило, что и номер 41-2761№1 мог не являться номером мотора, найденного Б-20. Единственная зацепка, дававшая надежду на установление имен экипажа по номерным деталям, исчезла.
В ходе изучения оперативных сводок 132 БАД за октябрь – ноябрь 1942 года было установлено, что 09.11.1942 г. 63 БАП тремя Бостонами одиночно с двух-трех заходов в период с 18.30 до 18.50 с Н=1200-1800 м бомбардировали войска в пункте Азовская. Налет 5 часов 29 минут. Израсходовано: 6 ФАБ-100, 1 ЗАБ-50, 2 ФАБ-50, 21 АО-25, 2 САБ-3. Разрывы бомб наблюдали в центре пункта Азовская. Обстреляны двумя батареями ЗА противника из Азовская. Один экипаж летчика старшего лейтенанта Лопатеева с выполнения боевого задания не вернулся.
Станица Азовская расположена в 5 км от горы Собер-Баш и если предположить, что найденный нами Бостон был сбит зенитной артиллерией противника при заходе на цель, то этим обстоятельством можно объяснить и направление самолета в момент падения и наличие бомб на борту самолета.
В оперативной сводке 132 БАД за 09.11.1942 года указано, что Бостоны действовали одиночно и в вечернее время, т.е. в темное время суток. Таким образом, другие экипажи, принимавшие участие в данной операции, не могли визуально наблюдать гибель экипажа Лопатеева, что подтверждается оперативной сводкой, согласно которой обстоятельства пропажи самолета не установлены, организован поиск не вернувшегося экипажа. Спустя шесть дней, в оперативной сводке за 15.11.1942 года есть упоминание о том, что возможно экипаж старшего лейтенанта Лопатеева потерпел катастрофу в 3-х км северо-западнее Ново-Михайловское, а согласно донесения о безвозвратных потерях личного состава 132 БАД за октябрь – ноябрь 1942 года, самолет, пилотируемый старшим лейтенантом Лопатеевым упал в море. Думаю, что, не имея возможности установить точное место гибели экипажа Бостона, командование 132 БАД предпочло указать в графе «Место гибели»: «самолет упал в море» и таким образом, закрыть вопрос с организацией поисковых мероприятий. К слову сказать, формулировка «самолет упал в море» встречается довольно часто в донесениях о безвозвратных потерях частей 4 и 5 воздушных армий. Своего рода синоним другой известной в быту фразы «концы в воду».
Данное предположение подтвердил и ветеран 63 БАП Пащевский Г.А., который при очередной нашей встрече рассказал, что после взлета с аэродрома базирования в Адлере самолеты 132 БАД двигались в направлении территории, занимаемой противником, над морем параллельно береговой линии, и только на участке Новороссийск – Анапа делали боевой разворот и уходили вправо на цель. Поскольку большую часть пути самолеты проделывали над морем, то в случае если экипаж не возвращался с боевого задания и обстоятельства его гибели были неизвестны, то предп

Поскольку большую часть пути самолеты проделывали над морем, то в случае если экипаж не возвращался с боевого задания и обстоятельства его гибели были неизвестны, то предполагалось, что он упал в море, о чем в документах о безвозвратных потерях делалась соответствующая запись.
Выписка из Приказа № 171 от 17 ноября 1942 года по 63 ББАП:
«09.11.1942 года при выполнении боевого задания ночью экипаж в составе летчик – заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Лопатеев, штурман эскадрильи лейтенант Бохонов, воздушный стрелок-радист старший сержант Носов и воздушный стрелок Данин, потерпел катастрофу в 3-х километрах от пункта Ново-Михайловское. Самолет упал в море, экипаж погиб.
Самолет А-20В № 13025 с моторами Райт-Циклон правый № 41-25938, левый № 41-25865 подлежит списанию на основании актов по инспекторскому освидетельствованию как безвозвратные потери».
Кто и на основании чего мог осенью 1942 года сделать выводы о принадлежности упавшего ночью в море самолета!? Учет потерь личного состава в частях Красной Армии был далеко не на высоком уровне, что подтверждается Приказом по войскам Северо-Кавказского фронта № 0572 от 27.10.1943 г. «О преступном отношении к погребению павших в боях за Родину». Результаты работы военной прокуратуры поражают размахом фальсификаций и приписок, выявленных в документах по учету погребения военнослужащих Красной Армии. После их изучения не возникает сомнений в том, что разбившийся в горах самолет вполне мог быть списан как упавший в море.
Всего за время воздушных боев на Кубани, с боевых заданий не вернулось более 40 Бостонов. При таком количестве потерянных Б-20 практически не возможно быть до конца уверенным в правильности установления имен членов экипажа, основываясь только на типе самолета и месте его падения. Остается надеяться, что в ходе последующих экспедиций на место катастрофы самолета, нам удастся найти дополнительные факты, которые вернут летчикам имена и увековечат их в граните обелиска, установленного в память о них на вершине горы Собер-Баш.

2 thoughts on “Самолет на Собере

  1. Ветал, изведал уже?

Comments are closed.